Из истории акварельной живописи

(3-22стр.)
  • Cодержание


  • Одним из первых в области акварельной живописи, главным образом пейзажной, выступил Семен Щедрин (1745—1804). Помимо пейзажей маслом он очень много писал акварелью (часто с примесью гуаши) и создал ряд поэтических изображений парков Гатчины, Павловска, Петергофа. В Третьяковской галерее находится его «Мельница в Павловске» (акварель с гуашью), в которой очень правдиво, в спокойной красочной гамме передана русская природа.
    М. М. Иванов (1748—1824) работал преимущественно в акварельной технике >и был первым из русских художников, внимательно изучавшим пейзаж различных местностей родной страны. Он писал на Украине, Кавказе, в Крыму, Бессарабии, запечатлев прозрачными акварельными заливками встречавшиеся ему виды. «Ненасытецкий порог на Днепре», «Вид Эчмиадзина» в Армении, древности Старой Ладоги на Волхове, Царское Село и многое другое изображено им с редкой для того времени непосредственностью. Целый ряд его акварельных работ относится к батальному жанру, в них он стремился возможно правдивее запечатлеть места, овеянные славой подвигов русской армии (Иванов сопровождал войска Потемкина, прикомандированный к его штабу в качестве художника).
    Ф. Я. Алексеев (1753—1824) снискал себе известность городскими перспективными видами. Он изображал архитектурные пейзажи Москвы и Петербурга. Уже современники отмечали «гармонию и прозрачность» его живописи. В 1795 году он совершил поездку на юг России «для снятия видов», откуда привез серию акварельных этюдов Бахчисарая, Херсона и Николаева. Одна из этих акварелей — «Городская площадь в Николаеве» — находится в Третьяковской галерее. С ^акварель-ной техникой Алексеева можно познакомиться в Историческом музее в Москве, где хранятся многие его работы. Одним из первых русских живописцев Алексеев показал своеобразие московской архитектуры.
    Работы перечисленных мастеров, хотя и несколько сухи и монотонны по колориту, отличаются правдивой и точной передачей натуры. К этой же группе мастеров, свободно владевших средствами акварельной живописи, примыкают пейзажист Ф. М. Матвеев (1758—1826) и исторический живописец Г. И. Угрюмов (1764—1823), акварель которого «Минин взывает к князю Пожарскому о спасении Отечества» написана с большим патриотическим подъемом и экспрессией, хотя и несколько театральна.
    К акварельной технике неоднократно прибегал отличный рисовальщик и живописец А. Е. Егоров (1776—1851), создавая картины на религиозные и мифологические темы. Из работ М. Н. Воробьева (1787—1855), любившего изображать городской пейзаж, известны акварели (иногда с примесью гуаши) с видами Москвы и Петербурга, например «Вид на Неву от Горного института».
    Замечательным мастером акварельной живописи был П. Ф. Соколов (1791 —1848). Его миниатюрные портреты славились красотой тонов, безупречным рисунком. «Портрет жены скульптора И. П. Витали»


    Рис. 2. К.П.Брюллов. Портрет Г.Н. и В.А.Олениных. 1825.

     8 

     9 

    © 2019-2025 все права защищены. Начало Библиотека художника
    Распостраняется с правом перепродажи.
    portrets.ru Портрет на заказ.