|
|
Из истории акварельной живописи(3-22стр.)
Cодержание
Рис. 3. А.А. Иванов. Итальянский пейзаж. Конец 1840-х --1850-е гг.
|
|
(1838; рис. 1), «Портрет неизвестной в голубом платье» (1845), «Портрет молодого офицера» и многие другие его портреты находятся в Третьяковской галерее.
Блестящий живописец и рисовальщик К.П. Брюллов (1799—1852) -«Великий Карл», как его называли еще при жизни, — оставил после себя большое количество блестящих по технике, изящных и ярких по колориту акварельных работ. «Портрет Г. Н. и В. А. Олениных» (рис.2), «Портрет неизвестного», «Возвращение римского пастуха домой», «Всадники», серия итальянских жанровых сцен, пейзажи Греции и Турции и другие работы, находящиеся в Третьяковской галерее и Русском музее, свидетельствуют о достижениях Брюллова-акварелиста.
Родоначальник русской бытовой живописи П. А. Федотов (1815— 1852) вначале писал по преимуществу акварелью, изображая сатирические сцены. Его творчество широко представлено в Третьяковской галерее и в Русском музее (Ленинград).
А. А. Иванов (1806—1858), автор знаменитой картины «Явление Христа народу», создал ряд жанровых акварелей, посвященных уличной жизни Рима, -- «Жених, выбирающий серьги для невесты» (1838, Третьяковская галерея), «Аве Мария» (1839, Русский музей) и другие. Особенно хороша многофигурная композиция «Аве Мария», изображающая типичную для Рима тех времен группу итальянцев, поющих хором вечернюю молитву перед образом мадонны. В 1842 году появилась новая серия таких же превосходных акварелей на тему «Октябрьский праздник в Риме» — «Сцена в лоджии», «У Монте Тестаччо», «У Понте Молле» (все три в Третьяковской галерее). С большим мастерством выполнил художник акварельные пейзаж'и (рис. 3). В конце 1840-х годов Иванов задумал создать цикл стенных росписей на библейские темы. В акварельных эскизах к этим росписям нас поражают вдохновенность исполнения, монументальность замысла, убедительность в изображении библейских сцен, словно сам художник был их очевидцем. Эскизы отличаются прекрасным рисунком, блеском колорита и четкостью композиций.
Выдающийся украинский поэт Т. Г. Шевченко (1814—1861) был и замечательным художником. Один из талантливейших учеников К. П. Брюллова, он очень любил писать акварелью. Его акварельные портреты, пейзажи и зарисовки украинской архитектуры, жанровые сцены отличаются красивой гаммой и верностью натуре. В Орской крепости, куда он был сослан рядовым солдатом с запретом писать и рисовать, Тарас Шевченко создал социально-обличительную серию рисунков «Притча о блудном сыне» (1856—1858), в которой он ставил перед собой задачу «представить в лицах евангельскую притчу о блудном сыне в нравах и обычаях современного русского сословия». Рисунки сделаны сепией -- родственным акварели материалом.
Первоклассным акварелистом был П. П. Соколов (1821 —1898), широко известный как художник-иллюстратор и изобразитель охотничьих сцен. Иллюстрации Петра Соколова, выполненные большей частью акварелью, появлялись на выставках как станковые произведения и
|
|