|
|
Из истории акварельной живописи(3-22стр.)
Cодержание
издавались альбомами, например, к «Запискам охотника» Тургенева. В Одесской художественной галерее хранятся его интересные иллюстрации (многоцветная акварель) к «Власти тьмы» Л. Толстого, оставшиеся неизданными. В 1940-х годах было найдено около ста акварельных иллюстраций Соколова к «Мертвым душам» Гоголя, ранее неизвестных (часть из них находится в Библиотеке имени В. И. Ленина, другая - - в Третьяковской галерее). В этом последнем варианте иллюстраций к «Мертвым душам» (ранее им была создана серия цветных акварельных иллюстраций к поэме) особое значение приобрела светотеневая проработка всего изображения черной акварелью.
Одна из лучших работ П. Соколова -- большая акварель «Конная ярмарка в Лебедяни» (1886, Третьяковская галерея) -- дает меткую характеристику провинциального быта, перекликаясь с рассказом Тургенева «Лебедянь».
Ф. А. Васильев (1850—1873) за двадцать три года своей жизни успел проявить себя как самобытный талантливый художник. Крамской сказал о картинах Васильева, что «у него нет красок, а сама живая природа». Эти слова Крамского относятся и к акварелям Васильева, которые говорят зрителю о любви художника к неброской прелести русской природы.
Успешно работал акварелью И. Е. Репин (1844—1930). Многие его замечательные акварельные работы находятся в Третьяковской галерее: «Портрет В. А. Шевцовой» (1871), «Кухарка» (1881), портреты Д. И. Менделеева (1885), Льва Толстого (1887), Е. В. Лавровой (1890), Н. Б. Нордман-Северовой (1910). Много репинских акварелей хранится в других галереях и музеях России и зарубежных стран, а также у частных лиц. Кроме портретов и эскизных подготовительных работ к картинам Репин сделал в акварельной технике множество иллюстраций.
В. И. Суриков (1848—1916) также оставил нам не только замечательные картины исторического содержания, но и множество акварельных этюдов к ним и акварельных набросков. Сокровищница нашего отечественного искусства - Третьяковская галерея - - владеет такими отличными акварелями В. И. Сурикова, как «Дилижанс» (1871), «Кремль зимой» (1876, рис. 4), «Натурщица» (1882), «Портрет С. А. Кропоткиной» (1882), «Флоренция» (1884), «Колизей» (1884), «Молодая итальянка» (1884), «Севилья» (1910), «Бой быков» (1910), «Автопортрет» (1913).
Произведения М. А. Врубеля (1856—1910), выполненные акварелью, составляют значительный раздел в творчестве этого своеобразнейшего художника. Во многом именно в акварели определился характерно «врубелевский», тревожно мерцающий колорит. Особенно ясным это становится, когда знакомишься с его акварельными эскизами к иконам и церковным росписям в Киеве (1884—1887) или с эскизом картины «Восточная сказка», уничтоженной самим художником (1885—1886). Сохранилось много акварельных рисунков художника, созданных во время путешествия в Италию. Венецианские маленькие альбомы сплошь заполнены фигурами гондольеров, молодых венецианок, деталями
|
|
Рис. 4. В.И. Суриков. Кремль зимой. 1876.
|
|