|
|
Из истории акварельной живописи(3-22стр.)
Cодержание
лизм соседствует с романтической условностью. Исключение представляют акварели, рисунки и живопись Адольфа Менделя, возглавлявшего некоторое время группу художников-акварелистов, работавших в Вене. Примером виртуозного владения средствами акварельной техники могут служить многие работы Эдуарда Гильдебрандта. Обладая способностью мгновенно фиксировать необычные явления в природе, художник любил, по словам В. В. Стасова, «ослепить воображение зрителей» эффектными очертаниями, феерическими красками.
В Италии XIX века акварель также достигает большого совершенства, а по законченности, богатству мотивов и легкости техники итальянская акварель иногда превосходит английскую. Такие 'пейзажисты, как Джиганти, Корроди, сочно и ярко передавали природу Италии.
Глубоким реализмом и живописной виртуозностью отличаются акварельные жанры испанца Мариано Фортуни, творчество которого ценил В. Д. Поленов, да и другие русские художники.
В России акварельная живопись начала развиваться с XVIII века, совершенствуя и обогащая свою технику под воздействием общего развития реалистической живописи, в особенности пейзажной. Постепенно техника акварели вбирает в себя живописные качества.
Акварельный рисунок (монохромный, а затем и многокрасочный), получивший широкое распространение в XIX веке, облегчал переход от графического эскиза к картине, к живописи маслом. Достижения акварели не только сблизили ее с живописью, но и позволили обособить ее в самостоятельный вид искусства, в котором проявила себя целая плеяда блестящих мастеров. Рядом с подготовительными, эскизными и композиционными набросками возникают станковые акварели. Пейзаж, портрет, интерьер, выполненные акварелью, начинают цениться наравне с завершенными картинами. Развивается и иллюстрационная акварельная графика.
В настоящее время мы видим картины, исполненные акварелью, которые только размерами уступают картинам, написанным масляными красками. Тем не менее все еще бытует пренебрежительное отношение к акварельной живописи, в особенности среди молодых художников. Некоторые из них считают, что акварельные произведения не предназначены для длительного существования. А между тем акварельные работы, хранящиеся в наших музеях, в Третьяковской галерее, свидетельствуют об обратном, например произведения К. П. Брюллова или П. Ф. Соколова, сохранившие весь первоначальный блеск и яркость красок.
Из русских акварелистов мы назовем наиболее известных художников, начиная с середины XVIII века1.
1 На вторую половину XVIII в. приходится расцвет русского классицизма в архитектуре. Замечательные зодчие того времени - В. И. Баженов, М. Ф. Казаков, И. Е. Старое, А. Н. Воронихин, А. Д. Захаров и другие, в прошлом питомцы так называемой «архитекторской команды» Ухтомского или Петербургской Академии художеств,— были одновременно превосходными художниками-акварелистами, основоположниками русской архитектурной графики. |
|
Рис. 1. П.Ф.Соколов. Портрет жены скульптора И.П.Витали. 1983.
|
|