|
|
Натюрморт(47-56стр.)
Cодержание
краской (краплак с охрой), как бы вписывая ее в фон. При этом не забудем для блика оставить чистое место. Вторую драпировку пишем следующим образом: прокладываем голубым цветом ее фон (лазурь или кобальт с небольшим добавлением краплака) и, не давая этой краске высохнуть, покрываем нужным цветом (сиена или охра с краплаком) те места, где виден узор парчи, как бы вливая его в основной фон драпировки. Деревянный ковш покрываем красно-коричневым цветом (жженая сиена с краплаком), за исключением рефлексов — рефлекс слева надо дать синеватой краской (краплак с ультрамарином), а справа — зеленоватым цветом (ультрамарин с охрой). Далее прокладываем цветом третий предмет — книжку. Заканчиваем первую прокладку этого натюрморта изображением части стола, в котором отражаются лежащие на нем предметы. Все цвета отражения надо слить «по мокрому», иначе трудно будет передать отражение предметов в полированной поверхности стола.
В процессе второй прокладки «мокрым» способом вписываем полутени на фоновой драпировке, изображая их где желтее, где зеленее, где более розовыми. Выявляя объем вазы, усиливаем ее цвет, кое-где изменяя оттенки — где краснее, где лиловее, — слева делаем синеватый рефлекс. Выявляя объемность ковша, одновременно обозначаем резьбу. Объем складок парчи должна выявить прокладка теней и узора. Усиливаем, где нужно, окраску книги и опять «по мокрому» прокладываем все цветовые пятна в отражении на столе.
Заканчивая натюрморт, будем писать «по сухому». Опять начнем с фона, в котором сильнее обозначаем складки и узор. Затем прозрачными мазками подчеркиваем цвет и объем вазы. Далее приступаем к разноцветной парче: дополнительными оттенками усиливаем ее цвета и тени, которые должны быть цветными, а не черными. То же делаем с ковшом и книгой — углубляем тени, усиливаем цвет. Отражение на столе также надо слегка подчеркнуть «по сухому».
На рисунке 34 изображен еще один законченный натюрморт — коричневый кувшин и рыба. Живописная задача здесь состоит в том, чтобы передать сочетание теплых оттенков цвета кувшина и рыбы с холодными — полотенца и голубой ткани —• фона постановки.
Вопреки принятой методической последовательности, согласно которой задания по натюрморту усложняются очень постепенно, мы решаемся нарушить общепринятый порядок и предлагаем после одного-двух натюрмортов из предметов домашнего обихода сразу же перейти к исполнению натюрмортов из фруктов и ягод. Наш опыт показал, что длительная работа над более или менее простыми постановками приносит своего 4>ода скуку, лишает учащихся самостоятельности в поисках новых, еще не известных им живописных средств.
Кроме того, обогатив свое представление о возможностях, заключенных в акварельной живописи, учащийся с гораздо большей охотой и серьезностью вернется к натюрмортным постановкам, на сей раз усложненным и по форме предметов, и по компоновке, и по освещению.
|
|
Рис. 30. Натюрморт. Законченный этюд.
|
|