26. В современной науке точно установлены понятия белого света и его спектральных цветов, что, в частности, имеет практический смысл и решающее значение для цветовых измерений.
27. Солнечный спектр (т. е. часть лучистой энергии) воспринимаемый глазом, ограничен определенными пределами и в этом смысле есть „нечто конечное14. Идея замкнутого цветового круга прочно вошла в современную науку о цвете, и пригодность ее в ряде вопросов подтверждена практикой.
28. Это указание автора противоречит опытным данным: оптически смешивая фиолетовый и красный, получить малиновые тона можно.
29. Теория трех основных цветов, впервые выдвинутая нашим великим ученым М. В. Ломоносовым, прочно вошла в науку.
30. Здесь автор путает оптическое смешение цветов со смешением красок — процессами совершенно различного порядка.
31. Предложенная автором систематика цветов не вошла в научный обиход.
32. В подобных случаях цвет смеси получается менее интенсивным, слабее выражена цветность, но подмеси серого не наблюдается.
33. Дополнительные цвета строго определенные: не ко всякому желтому дополнителен любой синий. В частности, автор неправильно указывает некоторые дополнительные цвета. Так, к красному дополнителен не зеленый, а голубо-зеленый, к малиновому — не желто-зеленый, а зеленый.
34. Результаты смешения красок зависят от свойств их в той или иной мере поглощать различные лучи. Две краски, очень близкие по цвету, но различно поглощающие световые лучи, в смесях с другими красками дают различные результаты.
35. См. примечание 25.
36. Красочный слой, нанесенный на абсолютно черное основание, отражал бы некоторое количество света, как со своей поверхности, так и с поверхности частиц пигмента, расположенных внутри слоя.
37. Это так называемые мутные среды, но к ним не относятся перламутр и роса. Молоко следует относить к эмульсиям.
38. Холодный оттенок листвы, освещаемый сверху, обусловлен рефлексом неба.
39. Здесь автор не прав. В Италии было немало великих колористов не только в Венеции. Кроме того, это утверждение, видимо, основано на незнакомстве автора с русским и восточным искусством. Крупные колористы были и среди русских художников. Живопись Востока особая, своеобразная, но и ей нельзя отказать в колористических достоинствах.
40. Например, слой воды толще 1 км совершенно непрозрачен; тонкие листки серебра и золота —- прозрачны.
41. Непрозрачность (укрывистость, кроющая сила) зависит от разности коэффициентов преломления световых лучей в пигменте и окружающей его среде, т. е. пленкообразующего вещества. Чем больше эта разность, тем больше света отражается с поверхности частиц пигмента и тем более краска кажется непрозрачной. С увеличением толщины слоя этот эффект усиливается. Кроме того, непрозрачность повышается с увеличением способности пигментов поглощать световые лучи.
42. Белила и белая бумага отражают значительно больше, чем 40% света.
43. Здесь, очевидно, имеется в виду камера обскура — черный ящик, оклеенный изнутри черным бархатом. Если взглянуть в отверстие этой камеры, создается ощущение максимально черного. В качестве эталона белого цвета принимают образец свежеосажденного химически чистого сернокислого бария (бланфикса).
44. Правильно уделяя большое внимание закону контрастов, автор совсем забывает о законе отношений цветов в живописи.
45. В силу контраста цвета изменяются, сдвигаясь в сторону цвета, близкого к дополнительному, но не совпадающего с дополнительным .
46. Видимо, имеется в виду „драконова кровь", которая на самом деле извлекается из растений, и, возможно, индийская желтая.
47. В чистом виде лессировочная изумрудная зеленая (водная окись хрома) и кроющая хромовая зеленая (безводная окись хрома) прочны, а соединения хрома со свинцом (желтые и оранжевые хромы) склонны зеленеть и подвержены всем изменениям свинцовых красок.
48. В настоящее время красящие вещества обычно подразделяют на красители и пигменты. Красители растворимы в воде или маслах, а пигменты нерастворимы в них и вводятся в мелкоиз-мельченном состоянии.
Красители могут быть растительного и животного происхождения, а также получаются синтетическим путем. По химическому составу они являются органическими веществами.
К пигментам относятся природные или полученные искусственно окислы и соли металлов (минеральные пигменты), продукты прокаливания без доступа воздуха различных веществ растительного и животного происхождения (черни), продукты сжигания органических веществ при недостаточном доступе воздуха (сажи), сложные комплексные алюминиевые, железные, хромовые, кальциевые соединения ализарина (краплаки) и продукты осаждения водорастворимых органических красителей на частицы минерального субстрата — наполнителя (красочные лаки). Термин „краски*1 употребляют применительно к материалам, которыми можно непосредственно писать, содержащими, помимо красящих веществ, пленкообразующее (связующее) вещество.
49. Индиго получалось из многочисленных растений, в частности вайды. Во время цветения растений проводился сбор листьев, их замачивали, подвергали брожению, а затем под действием воздуха проводили окисление получавшегося белого индиго до синего индиго. Синий краситель выпадал на дно. В настоящее время индиго заменено синтетическими красителями.
50. Гуммигут — красящая смола некоторых пород деревьев, произрастающих в Камбодже и на острове Цейлон. Применялась для акварели из-за присущего ей красивого золотисто-желтого тона.
51. Желтая шафранная получается из венчиков цветов растения шафран.
52. Пурпур добывался из слизи пурпурового моллюска и применялся в живописи, в частности акварельной. Бледно-желтый сок под действием света быстро принимает красную, а затем пурпурную окраску. Краситель можно осаждать на белый наполнитель. В настоящее время пурпур не производится.
53. Индийская желтая добывалась из мочи коров, которые кормились листьями манго (Бенгалия). Мочу коров нагревали в глиняных сосудах, выделяя светло-желтое красящее вещество, обладающее хорошей светостойкостью и представлявшее собой магниевую и калиевую соли эуксантиновой кислоты. Ввиду вредности питания животных подобным кормом производство индийской желтой прекращено.
Под названием „индийская желтая“ выпускались позднее желтый красочный лак и кобальтовая желтая.
54. Кармин получался из насекомых, живущих на кактусах и вырабатывающих в себе красное красящее вещество. Насекомых собирали незадолго до кладки ими яиц и умерщвляли путем обливания их горячей водой. Высушенные насекомые (кошениль) поступали в продажу. Извлеченный кармин, осажденный квасцами в щелочном растворе на гидрат окиси алюминия, давал карминный лак.
Неосажденный кармин растворим в воде. После осаждения водорастворимость исчезает.
Кармин не отличается светостойкостью и уже давно заменен другими красными красителями и пигментами.
55. Исходным продуктом для производства сепии являлись особые железы головоногих моллюсков или каракатиц. В этих железах помещается коричневато-черная секреция, делающая мутной воду вокруг животного, когда оно спасается от преследования. Краситель извлекали из высушенных желез, промывали, сушили и применяли главным образом для изготовления акварельных красок. Сепия плохо растворима в воде, но хорошо растворима в содовом растворе. Обладает довольно хорошей светостойкостью. В настоящее время заменена органическими красителями.
56. Свинцовые белила представляют собой не углекислый свинец, а основную углекислую соль свинца.
57. Лаки-гарансы (краплаки) из растения „марена" получались следующим образом: из корней растений извлекался краситель, который подвергался промывке, сушке и измельчению. Получаемый таким образом продукт назывался крапом. Его осаждали на глинозем, с которым он химически взаимодействовал.
Лаки-гарансы представляли собой алюминиевые соединения ализарина и пурпурина, содержавшихся в крапе.
58. Древесина кампешевого дерева (синий сандал) и красного дерева (бразильского или фернамбукового) содержит красители, применявшиеся для изготовления краплаков. В настоящее время эти красители заменены синтетическими.
59. Вместо лаков-гарансов в настоящее время применяются искусственные краплаки.
60. Из черных красящих веществ в настоящее время С.-Петербургский завод художественных красок пользуется костью жженой, виноградной черной, персиковой черной, сажей газовой.
61. Бистром называется блестящая сажа, получавшаяся вблизи топок и содержащая неразложившиеся маслянистые примеси и смолу.
62. При тщательном изготовлении сажу можно получать без следов гудрона. (Примеч. автора).
63. При всей опасности применения асфальта степень повреждений все же зависит от метода его применения. Наиболее опасен он в подмалевке, в смесях, где редко нужен, и в корпусном слое, в котором никогда не просыхает. В тонких же лессировках он применим. С примесью лака и сиккативов асфальт значительно менее опасен и в отдельных случаях неплохо сохранился (например, эскиз „Поющие монахини" К. П. Брюллова в Государственной Третьяковской галерее).
64. Изменения искусственного асфальта будут иными, чем изменения натурального: первый выцветает, последний чернеет.
65. Асфальт соблазняет многих художников своей прозрачностью, особенно выгодной при передаче прозрачного, глубокого золотистого мрака в затененной глубине помещений и т. д.
66. Мумией первоначально называлось красящее вещество, получавшееся из египетских мумий. В дальнейшем так стали называть продукты прокалки железного купороса, а также обожженные глины с содержанием от 20 до 70% окиси железа.
Если Вам понравились бесплатные уроки живописи-поделитесь в соцсетях
ЧИТАЙТЕ ЕЩЕ О ЖИВОПИСИ И ЕЕ СРЕДСТВАХ
✅Начало
✅1.Свет и цвет.
✅2.Законы калорита.
✅3.Красящие материалы.
✅4.Масла, растирание красок, эфирные масла, сиккативы.
✅5.Смолы и лаки.
✅6.Холсты, доски и их грунтовка. Клеи.
✅7.Подмалевок и исполнение картины маслянными красками.
✅8.Хранение и реставрация картин.
✅9.Стенная живопись.
✅10.Пастель, клеевая живопись, живопись на яйце.
✅11.Акварель.
Рецепты и наставления:
✅-Прочные и непрочные красящие вещества
✅-Чистка картин
✅-Фиксирование акварели
✅-Лакирование картины
✅-Каркелюры, продавленный холст, вздутости
✅-Как загрунтовать доску
✅-Как изготовить: саркоколл, чернила, желатин, клейстер из крахмала и муки, альбумин, декстрин, гуммиак (шеллак), лаки
✅-замазка для рестовраций, моментальная грунтовка холста, приготовлление переводной бумаги для маслянной живописи, как предохранить натянутый для пастели холст от сотрясений