Материалы акварельной живописи.

(26-36стр.)
  • Cодержание

  • Если этими порошками пользуются для приготовления красок в их природном виде, краски называются натуральными: натуральная охра, умбра или сиена (сиенская земля). Если этот порошок пережигают, получается «жженая охра», «жженая умбра» или «жженая сиена». Порошок подвергают различной прокалке для того, чтобы получить краски различных оттенков. Земляные краски известны с древних времен. Они очень прочны --не изменяют своих оттенков цвета на свету и от времени.
    Существуют еще краски, которые приготовляются из красящих пигментов животных и насекомых; это сепия, получаемая из красящего вещества моллюска — особого вида каракатицы, и кармин, заменяющий краплак и получаемый из насекомых (кашениль, паразит кактуса). Это очень красивая краска, к сожалению, быстро выцветающая, как и сам краплак, приготовляемый из корней марены. К тому же краплак в смеси с охрами обесцвечивается. Индийская желтая ^натуральная) -это продукт патологического обмена веществ у коров, питающихся манговыми листьями. Из гуммигута, вытекающего из поврежденной коры деревьев, растущих в Индии, приготовляют желтые краски, не совсем стойкие к свету. В смеси с индиго или берлинской лазурью гуммигут дает зеленый цвет очень красивого оттенка. Для успешной работы акварелью необходимо изучить все краски, узнать их достоинства и недостатки. Это позволит работать не вслепую, а разумно пользоваться материалами.
    Одни краски легко растворяются в воде, другие плохо. К первым относятся слоновая кость, сепия, индийская желтая, гуммигут, берлинская лазурь. Труднее растворяются, дают осадок и неровно закрывают поверхность бумаги ультрамарин, кобальт, киноварь, некоторые из земляных, например, жженая сиена.
    Хорошо растворимые краски — более прозрачны. Такими красками, как краплак и берлинская лазурь, можно покрыть бумагу очень тонким слоем. К непрозрачным краскам относятся: киноварь, некоторые охры, желтые хромы и кроны, ультрамарин, кобальт. К прозрачным: черная (слоновая кость), берлинская лазурь, краплак, кармин, изумрудная зеленая; к полупрозрачным - - желтые кадмии и сепия.
    Смесь тонких прозрачных красок с кроющими (укрывистыми) красками не дает прозрачного тона, если бумагу приходится крыть несколько раз подобной смесью. Поэтому класть эти смеси на поверхность бумаги надо сразу в полную цветовую силу, иначе получится грязь. Вообще лучше покрывать нужную поверхность не более трех раз, чтобы избежать грязи. Причина в следующем: прозрачная краска при наложении на бумагу, впитываясь, входит в ее поры, а кроющая, непрозрачная краска остается и, размокнув при повторном наложении, снимается кистью. Прозрачные краски, ложась на бумагу, не совсем закрывают ее; просвечивая через такую краску, бумага дает впечатление наложенных цветных стекол, что составляет глав.ную прелесть акварельной живописи. Через малопрозрачные краски бумага почти не просвечивает.



    Для примера сопоставим прозрачные краски и непрозрачные (или, как их еще называют, корпусные, кроющие). Возьмем прозрачные краски — берлинскую лазурь или краплак - - и, разведя их водою, покроем белую бумагу. Бумага через краски будет просвечивать. Покроем этими же красками черную бумагу - - она останется такой же, цвет красок на ней почти не будет заметен. Если же мы возьмем кроющие краски (киноварь, желтый хром, кадмий красный или желтый), то ими покроется не только белая, но и черная бумага, конечно, на белой они будут ярче, чем на черной. Учитывая сказанное, для передачи прозрачных и глубоких теней нужно пользоваться прозрачными, хорошо растворяющимися красками. Освещенные же поверхности лучше выявляются кроющими красками.

    БУМАГА

    Лучшей бумагой для работы акварелью служит ватманская -плотная, слегка шероховатая бумага; она эластична, не желтеет, что очень важно, учитывая прозрачность акварельных красок. Желтеющая бумага не годится, так как она изменяет цвет и акварельного рисунка. Хороша также бумага торшон, еще более зернистая, чем ватман. Зернистая бумага лучше для акварельной живописи, чем гладкая, так как на гладкую поверхность краска ложится ровным тоном; положенная же на шероховатую, зернистую поверхность, краска как бы дополняет свой оттенок в зависимости от того, где ляжет: на освещенной стороне бугорка она светлее и ярче, на впадине -- темнее и даже слегка меняет свой оттенок. Это перемещающееся чередование дает известную игру цвета, чего не будет на гладкой бумаге.
    Конечно, художник, виртуозно владеющий акварельной техникой, достигнет отличных результатов и на гладкой поверхности бумаги, но для этого необходим уже большой опыт работы. В настоящее время у нас вырабатывается ватманская бумага с водяным знаком «Гознак». Она неплохого качества и годна для работы акварелью.
    Белизна бумаги -- это своего рода источник света изнутри, ее просвечивание через слой краски придает особую прелесть и свежесть акварельной живописи, и как только кончается просвечивание бумаги, акварель гаснет, делаясь похожей на плотную гуашь. Хорошее качество бумаги обогащает цвет акварельных красок. Шероховатая бумага (ватман или торшон) дает возможность применять различную технику: кисть, подчистку ножом, процарапывание и выскабливание в нужных местах. Краска на такой бумаге может быть удалена влажной губкой, снята кистью и вновь положена на бумагу.
    Для этюдов с натуры, когда требуется небольшой формат бумаги, приготовляют блоки: на толстый картон нужного размера накладывается бумага того же размера в количестве 20—30 листов. Бумага вместе с картоном аккуратно обрезается острым ножом и затем обклеивается вокруг полоской коленкора, хорошо промазанного столярным клеем. Картон служит прочным основанием для наложенной

     28 

     29 

    © 2019-2025 все права защищены. Начало Библиотека художника
    Распостраняется с правом перепродажи.
    portrets.ru Портрет на заказ.