Краткие сведения по цветоведению.

(22-26стр.)
  • Cодержание


  • Рис. 10. Опыт с волчком.


    что кажутся иногда черными. Происходит это потому, что сине-фиолетовые поверхности сильно поглощают желто-оранжевые лучи, теряя при этом свою цветовую насыщенность. Вместе с тем наблюдается и такое явление, когда желто-оранжевые лучи придают синим поверхностям красноватый оттенок, а фиолетовые превращают в пурпурные. При вечернем искусственном источнике света все желтые цвета бледнеют, растворяют свою интенсивность и плотность. Отсюда проистекает частая ошибка начинающих художников: этюд с натуры, написанный при вечернем освещении, оказывается чересчур желтым. То же самое происходит, когда на этюд с натуры прямо падают солнечные лучи, но только в этом случае он получается не только излишне желтым, но и темным.
    Вот почему при работе с натуры рекомендуется ставить этюд в тень, а глаза прикрывать козырьком и обязательно сравнивать все изображаемые предметы между собой по цветовым оттенкам, по форме и пропорциям. И помнить при этом, что свет восходящего (утреннего) и заходящего (вечернего) солнца краснит все цветовые поверхности: красные будут интенсивнее, зеленые потемнеют, за исключением листьев. Наделенные красящим веществом (хлорофилом), они отражают часть красных лучей, вследствие чего зеленые листья в указанных условиях освещения приобретают слегка красноватый оттенок, усложненный на плейере голубоватым цветом атмосферы, рефлексами неба. Вот почему нельзя листья писать только зелеными красками. Это отлично понимал Александр Иванов (посмотрите хотя бы его этюд «Ветка» в Третьяковской галерее), тонко чувствовали французские импрессионисты. Когда наступают сумерки, цветовые оттенки постепенно стираются. Первыми блекнут красные, потом оранжевые и желтые. Более стойкими оказываются синие, но голубые становятся белесыми. На рассвете утренняя заря изменяет этот порядок: прежде всего мы начинаем различать синие, а потом уже красные цвета.
    В понятиях «оттенок цвета» и «светосила», в делении на теплые и холодные цвета есть доля относительного. Так, даже белый цвет обладает различными оттенками. Например, глянцевая мелованная белая бумага светлее рисовальной, последняя светлее так называемой ротаторной и т. д. А между тем белые, серые и черные цвета принято назы-



    вать ахроматическими (т. е. бесцветными), все остальные -- хроматическими (т. е. цветными), которые тоже имеют различную светосилу в пределах своего ряда. Так, в ряду красно-желтых красок краплак темнее, чем киноварь, а рядом с желто-лимонным кадмием кинорарь кажется темнее. Если ахроматические цвета смешивать с хроматическими, последние потемнеют или высветлятся, то есть утратят свою интенсивность, насыщенность.
    Дополнительные цвета. Теплые и холодные. Два цвета, которые при оптическом смешении дают белый .или серый цвет, называются дополнительными. Они же и наиболее контрастны между собой. Так, например, малиновый цвет является дополнительным к зеленому, красный (киноварь) - - к голубовато-зеленому, оранжевый - - к голубому, желтый — к ультрамариново-синему, желто-зеленый — к фиолетовому.
    Дополнительные цвета, положенные рядом, обоюдно усиливаются по закону контраста, кажутся более яркими. Скажем, красный цвет по соседству с зеленым будет казаться более красным и ярким, чем рядом с другим цветом. Художники, зная это свойство дополнительных цветов, используют его для выявления цвето-тонового контраста. Так, в картине И. Е. Репина «Иван Грозный и сын его Иван» красный цвет ковра и розовый цвет кафтана царевича благодаря сопоставлению с зеленым цветом его сапог кажутся сверкающе яркими.
    Если два дополнительных цвета смешивать в одинаковых количествах, получится сероватый цвет. Чтобы ослабить яркость какого-нибудь цвета, его покрывают слабым раствором краски дополнительного цвета или изменяют окружающий цвет. Например, чтобы немного ослабить красный цвет, «ужно его покрыть слабым раствором зеленой краски или положить рядом краски с красноватым оттенком.
    Некоторые художники боятся употреблять черную краску. В. А. Серов же говорил своим ученикам: «Что вы боитесь черной краски? Прекрасная краска, надо только с умением пользоваться ею». Репин, объясняя необходимость черной краски, писал Т. Л. Толстой: «В натуре черная краска есть, и если принимает разные рефлексы, то как всякая другая. Выбросить ее -- надо выбросить и другие.-Зачем же ослаблять средства?» Прибавлением к черной краске других можно получить любые оттенки серых тонов. Это важно знать, так как чисто серые цвета без цветного огтенка встречаются крайне редко. Синие цвета принято называть холодными, а желтые, оранжевые и красные - - теплыми. В каждой паре дополнительных цветов - - один холодный, а другой теплый. Зеленый цвет может быть и холодным и теплым, в зависимости от того, имеет он синеватый или желтоватый оттенок. Цвет молодой весенней зелени имеет более теплый оттенок, чем летняя зелень. Зеленоватый цвет льда имеет еще более холодный оттенок. Серые цвета тоже бывают холодные и теплые: с примесью синей — холодные, с примесью желтой и красной -- теплые (рис. 11).
    Нужный цвет можно плучить посредством смеси, составленной на палитре, или путем наложения одной краски на другую на рисунке.

     24 

     25 

    © 2019-2025 все права защищены. Начало Библиотека художника
    Распостраняется с правом перепродажи.
    portrets.ru Портрет на заказ.