|
|
Из истории акварельной живописи(3-22стр.)
Cодержание
«Мир искусства» или примыкавшие к ней по характеру творчества в ранние периоды своей деятельности, оставили богатое наследие в области акварельной живописи.
Лучшие эскизы декораций Головина, нередко исполненные акварелью, находятся в Центральном театральном музее имени А. А. Бахрушина. По эскизам Головина выполнены занавесы Большого театра в Москве и оперных театров в Ленинграде и Одессе. В Третьяковской галерее имеется несколько тонких акварельных работ Борисова-Мусатова: «Портрет дамы» (1902), «Осенняя песнь» (1905), «Куст орешника» (1905), а также эскизы к его картинам и неосуществленным фрескам: «Весенняя сказка», «Летняя мелодия», «Осенний вечер».
Остроумова-Лебедева - - мастер чистой акварели без примеси белил — обращалась к этой технике на протяжении всей своей жизни. В ее акварелях особенно ясно выражена чуткость художника к местному колориту, к национальному пейзажу и архитектуре - - об этом говорят ее виды Флоренции и Рима, Амстердама и Петербурга.
Основная тема творчества Остроумовой-Лебедевой - - архитектурный пейзаж Петербурга и его окрестностей. Она любила свой город и, как сама признавалась, «с неослабным увлечением в продолжение многих лет изучала его с вниманием и терпением», выискивая красоту и выразительность его архитектурных форм, восторгаясь зодчеством Растрелли, Баженова, Кваренги, Захарова, Тома де Томона, Росси и других архитекторов. Среди акварельных работ Остроумовой-Лебедевой, хранящихся в Третьяковской галерее, находятся такие замечательные архитектурные пейзажи, как «Вилла Боргезе. Италия» (1903), «Петербург. Адмиралтейство и Сенат» (1907), «Петроград. Вид с Самсоньевского моста» (1918), «Пруд в Павловске» (1922; рис. 5), «Ленинград. Летний сад в инее» (1929; рис. 6); в Русском музее -«Царское Село. Белая ночь» (1903), «Перспектива Невы» (1908), «Рим. Колоннада собора св. Петра» (1911) и многие другие.
Среди 'иллюстраторов, работавших в акварельной технике,,значительное место принадлежит Д. Н. Кардовскому, который создал в этой области превосходные образцы. Выделяются иллюстрации Кардовского к комедии Грибоедова «Горе от ума» (черная акварель, 1912, Русский музей) и акварельные эскизы для постановки «Ревизора» Гоголя в Малом театре (1922, Третьяковская галерея; Музей Малого театра), впоследствии, в 1934 году, использованные в качестве иллюстраций.
Приведенные нами краткие сведения из истории акварельной живописи позволяют сделать вывод, что советские художники получили в наследство замечательные примеры и традиции, которые обязывают развивать искусство акварели.
Среди советских художников, работавших акварелью, необходимо отметить А. М. Герасимова, любившего писать акварелью в широкой манере, свежо и колоритно; мастера акварельного пейзажа и книжной иллюстрации С. В. Герасимова, создавшего акварельные рисунки к поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», к драме Островского «Гроза» и к роману М. Горького «Дело Артамоновых».
|
|
Рис. 7. А.В. Фонвизин. Портрет Д.В. Зеркаловой. 1940.
|
|