|
|
Из истории акварельной живописи(3-22стр.)
Cодержание
Рис. 8. Кукрыниксы. Иллюстрация к "Даме с собачкой" А.П. Чехова. 1945-1946.
|
|
Замечательным мастером чистой акварельной живописи среди художников старшего поколения является Н. Н. Соболев. Его пейзажи, исполненные акварелью чистых и прозрачных тонов, поражают мастерством и артистичностью исполнения.
Успешно работают в акварельной технике Кукрыниксы. Особенно удачны их иллюстрации к «Даме с собачкой» Чехова (1945—1946; рис. 8). В этих легких, прозрачных рисунках, построенных на чередовании силуэтов и пространственных планов, цвет белой бумаги превращается то в снежную пелену, то в залитую солнечным светом набережную Ялты. Кукрыниксовский стиль иллюстраций соответствует чистоте и ясности чеховского повествования. Глубина и мягкость акварели умело используется и в их рисунках к повести М. Горького «Фома Гордеев» (1948—1949), где Кукрыниксы с большим мастерством показали жизнь и быт провинциального приволжского города конца прошлого века. Кукрыниксовскую манеру акварельного рисунка хочется назвать «графической живописью».
Близки по стилю к акварельным работам Кукрыниксов иллюстрации рано умершего талантливого художника Д. А. Дубинского, автора рисунков черной аква'релью к сборнику рассказов С. Антонова «Дожди» (1952) и к «Дому с мезонином» А. Чехова (1954). В плане «графической живописи» можно рассматривать также иллюстрации и станковые рисунки Ореста Верейского (иллюстрации к роману М. Шолохова «Тихий Дон», 1949—1952, черная акварель).
Большая роль в развитии советской книжной иллюстрации принадлежит Д. А. Шмаринову, Е. А. Кибрику, В. А. Серову. Иллюстрации этих художников отличаются высокой культурой исполнения, цельностью каждой серии рисунков, продуманным подходом к истолкованию литературного произведения. Из работ Шмарино-ва в первую очередь надо отметить цикл иллюстраций к роману Л. Толстого «Война и мир» (1953—1955). Из станковых рисунков Шмаринова выделяется патриотическая серия «Не забудем, не простим!» (1942).
Много и плодотворно работает в области книжной иллюстрации А. М. Каневский, создавший серии акварельных рисунков к повестям Гоголя, сказкам Пушкина, басням Крылова. Каневский является одним из лучших советских художников детской книги. Хорошо известны его замечательные иллюстрации к сказке А. Толстого «Золотой ключик», исполненные цветной акварелью.
Акварельная техника' привлекла к себе внимание таких художников, как Ю. И. Пименов, А. А. Дейнека, А. А. Пластов, Н. М. Чернышев, М. С. Родионов, Н. Н. Купреянов, В. В. Лебедев.
Отличным мастером станковой акварели был Л. А. Бруни, в совершенстве исполнявший этюды на плейере. Оригинальными художниками выступают в станко-вых акварелях А. В. Фонвизин (рис. 7), В. Н. Горя-ев, Н. А. Пономарев, Л. В. Сойфертис. Можно было бы назвать имена и многих других худож'ников-акварелистов.
Все это свидетельствует о популярности акварельной живописи среди советских художников.
|
|