1 ЭТАП. НАНЕСЕНИЕ РИСУНКА НА ХОЛСТ
Сайт Art-portret тоже сайт художника.
ЗАДАЧА: необходимо портрет, представленный заказчиком на ч/б фотографии вписать в портрет Марии Ивановны Лопухиной (1779—1803), созданный Боровиковским в 1797 году.
Рисунок карандашом на холсте. Наносится рисунок основных пропорций картины и последующая графическая детализация возникающая по мере необходимости в ходе работы над картиной.
2 ЭТАП. ПЕРВЫЙ КРАСОЧНЫЙ СЛОЙ-ПОДМАЛЕВОК
Записываем крупными мазками всю плоскость холста
3 ЭТАП. ПРОПИСКА ПО ПОДМАЛЕВКУ
Работаем над одеждой и задним планом, обозначая основной колорит.
4 ЭТАП. ДЕТАЛИЗАЦИЯ И ЛЕССИРОВКА
Продолжаем работать над одеждой и задним планом, уточняя основной колорит и их цветовые соотношения
5 ЭТАП. ДЕТАЛИЗАЦИЯ И ЛЕССИРОВКА
Более детально прописываем все детали и лессируем небо лицо и одежду
6 ЭТАП. ПОДБОР РАМЫ
К каждой картине рама подбирается индивидуально. В данном случае наиболее подходит "музейная" рама.
Она давно прошла, и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье — тень любви, и мысли — тень печали,
Но красоту ее Боровиковский спа.
Эти строки поэта Я. П. Полонского посвящены вершине творчества замечательного мастера — портрету юной Марии Ивановны Лопухиной, созданному В. Л. Боровиковским в 1797 году. На исходе был блестящий и беспечный XVIII век, требовавший от портретистов, чтобы запечатленный облик женщины прежде всего говорил: «Я та веселонравная, которая любит только смехи да забавы». Как далек от этого воплощенный Боровиковским новый, принадлежащий уже другой эпохе идеал женщины! Потаенную жизнь юной души показывает нам художник, души нежной, глубоко чувствующей.
Десять лет отделяли написание этого портрета от того времени, когда путешествующая по южным губерниям Екатерина II заметила работы малоизвестного иконописца, в которых он прославил ее, «Минерву росску», как продолжательницу деяний Петровых. Но более никогда не обращался художник к таким пышным аллегориям. Любимым его жанром стал портрет, и Академия художеств вынуждена была вопреки уставу удостоить мастера звания академика именно за работы в этом, как тогда считали, «второстепенном роде искусства».
Особенно близок душевному складу художника оказался возникавший в ту пору в русском искусстве новый стиль — сентиментализм, отразивший идеи русского просветительства, вдохновлявшие Радищева, Новикова, Карамзина...
Но настроение «нежной чувствительности» исчезает из холстов Боровиковского, когда правда жизни, правда характера не дают поводов для такого настроения — в портретах царедворцев, политиков, генералов... Здесь перед нами предстают конкретные, живые характеры. Не смог любезной улыбкой прикрыть свое истинное лицо «загадочный» «бриллиантовый» князь А. Б. Куракин, чьей стихией были придворные интриги. Властность, проницательный ум, преждевременная усталость человека, прошедшего непростой путь от полкового писаря до министра, читаются на сильном, волевом лице Д. П. Трощинского.
В поздних женских портретах мастера на смену меланхолической мечтательности приходит четкая графич-ность очертаний, скульптурная завершенность форм, торжество локального, насыщенного цвета: в русской живописи утверждался новый художественный стиль — классицизм.
Эльвира Попова
В МАСТЕР-КЛАССЫ