Портретная миниатюра и лаковая миниатюра
Лаковая миниатюра или Миниатюрный портрет появился в России в петровские времена.
Вначале маленькие изображения делали на эмали (финифти). В 50-е гг. XVIII в. при Академии художеств был учрежден эмальный класс. Впоследствии очень распространенной стала техника миниатюрной живописи на кости. Писали маслом и гуашью маленькие портреты, которые можно было вделать в табакерку или в перстень, иногда это были овальные изображения в форме медальона. Их дарили на память близким, брали с собой в дорогу. В жанре миниатюрного портрета работал, например, и В.Л. Боровиковский. В 20-х гг. XIX в. миниатюру в России сменяет акварельный портрет.
Музей Тропинина располагает небольшой, но содержательной коллекцией лаковых миниатюр. Среди них -
портреты миниатюры адмирала графа А.Г. Орлова-Чесменского;
прославленного полководца А.В. Суворова; члена новиковского кружка, главы московских масонов П.А. Татищева; сына графа Н.П. Шереметева и крепостной актрисы Прасковьи Жемчуговой, Д.Н. Шереметева ребенком. Интересна лаковая миниатюра известного театрала и мемуариста С.П. Жихарева работы глухонемого художника Карла Гампельна.
Дополняют коллекцию
лаковой миниатюры - миниатюрного портрета декоративные пластины и медальоны резной кости с профильными изображениями Екатерины II, Павла I и другие. Эти своеобразные портреты -работы русских мастеров, резчиков по кости. Родина их - русский Север, Холмого-ры, откуда пришел М.В. Ломоносов и где начинал работу в косторезных мастерских знаменитый скульптор Ф.И. Шубин.
Среди музейных предметов скромное место занимает скульптура, что не умаляет ее художественной и
исторической ценности. Особого внимания заслуживают такие уникальные работы, как бюст «Императрицы Екатерины II в образе Минервы» (1780-е) и «Левретка» (1780-е), любимая собачка Екатерины II Земира, знаменитого французского мастера Ж.-Д. Рашстта (1744-1809). а также бюст «Александра II в юности» (1830-е) С.И. Гальберга (1787-1839).
В ГАЛЕРЕЮ "ВСЕ ПОРТРЕТЫ"