Семенов Виктор Александрович министр сельского хозяйства РФ(1998- 1999г.)
Родился 14 января 1958 г. в деревне Ново-Курьяново Московской области. В 1980 г. окончил Московскую сельскохозяйственную академию им. К.А. Тимирязева,
ученый-агроном, кандидат экономических наук.
С 1980 г. - помощник бригадира, бригадир, управляющий тепличным комбинатом совхоза «Белая Дача», инструктор сельскохозяйственного отдела Люберецкого горкома КПСС.
В 1987-1988 гг. - зам. председателя Люберецкого горисполкома. В 1988 г. избран директором Агрофирмы «Белая Дача».
С 10 июня 1997 г. вошел в состав коллегии Минсельхозпрода РФ.
30 марта 1998 г. назначен министром сельского хозяйства и продовольствия РФ в правительстве С. Кириенко. 23 августа правительство было отправлено в отставку. До образования нового правительства В.А. Семенов являлся и.о.министра. 30 сентября утвержден в этой должности в правительстве Е. Примакова.
После отставки кабинета Примакова с 12 по 25 мая 1999 г. - и.о. министра.
19 декабря 1999 г. избран депутатом Государственной думы третьего созыва по списку «Отечество - вся Россия».
7 декабря 2003 г. вновь избран депутатом Госдумы по Люберецкому одномандатному округу. Вошел во фракцию «Единая Россия». Председатель Совета Ассоциации отраслевых союзов АПК.
1998-1999 гг. частотой кадровых перемен в руководстве аграрного сектора страны превосходят не только 1917-1918 гг. прошлого столетия, но даже злопамятные 1937 и 1938 гг.
Если на тех критических интервалах истории в кресле руководителя сельским хозяйством страны побывали по три народных комиссара (Милютин, Колегаев, Середа и Чернов, Эйхе, Бенедиктов), то в наше время -аж четыре министра (Хлыстун, Семенов, Щербак, Гордеев).
К счастью, нравы стали более гуманными. В иные годы отставка в сложившейся ситуации грозила куда более страшными последствиями.
Уже через несколько дней после назначения Виктор Александрович дал интервью газете «Сельская жизнь», определив свое кредо: сельское хозяйство - это такая сфера жизни, которая определяет состояние страны, российского общества.
«Всегда, при любых правительствах, мы должны доказывать, что без государственного регулирования, без государственной поддержки аграрный сектор не способен существовать, и добиваться этого (возрождения села. - Б.Ч.)»*.
14 мая в той же газете было опубликовано последнее интервью уже бывшего министра В.Н. Хлыстуна, где он приветствовал появление свежего человека в руководстве отраслью. Одновременно он вновь напомнил, что АПК нужен «свой» человек во власти, свой вице-премьер.
Свою первую поездку в регионы В.А. Семенов совершил в Липецкую область, где объявил о новых мерах государственной защиты сельских товаропроизводителей от нахлынувшего экспорта. Кроме прежних таможенных пошлин должны были быть введены так называемые компенсационные сборы на развитие тех отраслей сельского хозяйства, продукция которых вытесняется дешевым импортом.
Между тем 1999 г. становился решающим для отечественного АПК, да и страны в целом. Вызывал серьезную озабоченность размер переходящих запасов зерна.
Дальнейшее падение производства зерна и других продуктов питания, прежде всего, мяса, молока, круп, яиц, растительного масла, могло иметь самые тяжелые последствия для социально-политической стабильности российского общества. Кризис агропромышленного комплекса превратился из экономической в острейшую политическую проблему. «Если население страны не будет обеспечено необходимым набором продовольственных товаров по доступным ценам, то избежать дальнейшего роста социальной напряженности окажется невозможным». <...>
Меры, которые осуществляются в настоящее время, носят преимущественно экстренный характер. Они, как и другие многочисленные законы и постановления, принятые в последние годы, регламентируют только отдельные стороны или механизмы деятельности аграрного сектора. Однако из-за отсутствия стратегических целей очень часто эффективность их была невелика. Поэтому главной причиной неудач современной аграрной реформы следует считать отсутствие узаконенной аграрной стратегии, четкой формулировки целей и задач аграрной политики государства.
В нашей стране по вопросам АПК принят целый ряд законов и других нормативных актов, носящих нередко противоречивый характер. Многие их статьи нереализуемы, что вызывает справедливую критику.
Учитывая мировой опыт, специалисты Минсельхозпрода России, ученые Россельхозакадемии считают целесообразным сформировать единый пакет законодательных инициатив, оформив его в виде «Специального сельскохозяйственного закона» на переходный период со сроком действия 5 лет. В нем в качестве основной стратегической цели развития аграрного сектора экономики должно быть определено обеспечение продовольственной безопасности страны, усиление ее позиций на мировом рынке продовольственных и сельскохозяйственных товаров»*.
Однако эти новые замыслы В.А. Семенову реализовать не было суждено. Уклон в сторону государственного регулирования в экономике насторожил либералов из окружения Ельцина, а высказывание самого премьера Е.М. Примакова о необходимости освободить места на «нарах» для новых олигархов и коррупционеров и вовсе повергло их в шок. Правительство было отправлено в отставку. В новый его состав В.А. Семенов не вошел.
Печатные материалы взяты из книги академика ВАСХНИЛ, а затем РАСХН, в прошлом последнего министра сельского хозяйства и продовольствия СССР В.И.Черноиванова
В ГАЛЕРЕЮ "ПОРТРЕТЫ МИНИСТРОВ"