Полянский Дмитрий Степанович министр сельского хозяйства СССР (1973- 1976г.)
Родился 25 октября (7 ноября) 1917 г. в Славяносербске Луганской области Украины в семье крестьянина.
Окончил Харьковский сельскохозяйственный институт в 1939 г. В 1939-1940 гг. - на комсомольской рабо-те. В 1940 г. служил в армии. С 1942 г. ~ на паРтиин°й работе в Алтайском крае. ЦК КПСС, Крымской и Оренбург-ск°й областях, Краснодарском крае. В 1958-1962 гг.-председатель Совмина РСФСР. В1962-1973гг.-заместитель и первый заместитель председателя Совмина СССР. В 1973 - 1976 гг. - министр сельского хозяйства СССР, с 1976 г. - посол СССР в Японии, затем в Норвегии. Член Политбюро ЦК КПСС с 1960 по 1976 гг.
Президиум Верховного Совета СССР в феврале 1973 г. назначил : министром сельского хозяйства СССР Д.С. Полянского.
Коллегия МСХ, на которой были оглашены указы, состоялась \ 1 февраля. Выступая на ней, Дмитрий Степанович отдал должное своему предшественнику, который «проработал в МСХ много лет, внес значительный вклад в развитие сельскохозяйственного производства и заслужил признательность за его труд».
Судя по тому, что одновременно Полянский проинформировал : коллегию о принимаемых «партией и правительством мерах, направленных на преодоление трудностей, вызванных неблагоприятными погодными условиями 1971-1972 гг.»*, можно полагать, что назначение члена Политбюро ЦК КПСС, первого заместителя председателя Совета Министров СССР на должность министра: сельского хозяйства было продиктовано стремлением усилить: руководство этой важнейшей для страны отраслью
.
Какуже было сказано, 1971 -1972 гг. были для сельского хозяйства \ весьма неблагоприятными. В своем выступлении на следующей ; коллегии (12 февраля) Полянский отметил это, сказав, что в 1972 г. по основным продуктам земледелия и особенно по зерну, подсолнечнику, картофелю, сахарной свекле задания плана оказались невыполненными.
Каких-либо особых организационных или экономических новаций -сразу предложено не было. Поставленные задачи были вполне традиционны: расширение посевных площадей, увеличение посевов на мелиорированных землях, подготовка машинно-тракторного парка, семян и т.п.
В утвержденный план работы коллегии на ближайшие месяцы были внесены рассмотрение генеральной схемы размещения тепличных комбинатов и принятие дополнительных мер по безопасному и рациональному применению химических средств защиты растений.
Несколько позднее, в конце сентября встали вопросы и об улучшении руководства отраслью. Были рассмотрены предложения ранее созданной комиссии под председательством заместителя министра Л.Хитруна по совершенствованию управления сельским хозяйством. Предлагалось разграничить функции союзного и республиканского министерств, определить перспективные формы межхозяйственных связей колхозов и совхозов, производственных объединений. Благосклонно отнесясь кэтим предложениям, Д.С. Полянский тем не менее предложил их доработать.
В начале июля Полянский совместно с министром финансов СССР Гарбузовым и руководителями других заинтересованных ведомств вносит в ЦК предложение по реализации экономической реформы в совхозах, в котором говорится о невозможности перевода на хозрасчет 8 тыс. убыточных совхозов без соответствующей экономической помощи. Предлагалось распространить на эту группу совхозов ту поддержку за счет бюджета, которую имели колхозы в
части работ по мелиорации, улучшению земель, а также при осуществлении производственного капитального строительства*.
Назначение нового, причем такого высокопоставленного, министра сельского хозяйства не осталось незамеченным за рубежом. 18 июля советский посол в Вашингтоне А.Добрынин передал Д.С. Полянскому приглашение министра сельского хозяйства США Эрла Батца посетить США «для ознакомления с американским сельским хозяйством и установления личных контактов»**.
Вообще надо сказать, что ранг Полянского затруднял его непосредственные обращения к руководству страны как министра. Он сам был руководством. Поэтому большинство инициатив МСХ, обращенных «наверх», подписаны Л.Хитруном.
Среди мероприятий Министерства в 1973 г., в которых документально прослеживается влияние самого Полянского, отметим два, характерных для того времени.
28августа комиссия МСХпод председательством Д.С.Полянского рассмотрела типичную проблему долгостроя и омертвления значительных капиталовложений. На этот раз дело касалось строительства крупных государственныхживотноводческих комплексов на базе импортного оборудования. Вместо 8 комплексов вводилось только 3, оборудование было закуплено не вполне комплектное, планы строительства комбикормовых заводов, а также мелиорации земель не были увязаны со сроками ввода комплексов. Все это вызывало естественную реакцию руководства МСХ, намечались очередные меры. Все, как всегда.
Но времена все-таки менялись. В проект постановления коллегии от 3 сентября, посвященной обсуждению телеграммы Л.И.Брежнева по вопросам уборки урожая, подготовки животноводства к зиме и другим текущим вопросам, какой-то чиновник внес такой пункт: «Довести задания до каждого колхозного двора и рабочих совхозов по заготовке 2-3 центнеров грубых кормов с передачей их в колхозы и совхозы для нужд общественного животноводства».
Против этого пункта Д.Полянским поставлен вопросительный знак и текст жирно перечеркнут. То, что было нормой при Сталине, то, что могло быть во времена Хрущева, в 70-х годах уже рассматривалось как нонсенс.
Печатные материалы взяты из книги академика ВАСХНИЛ, а затем РАСХН, в прошлом последнего министра сельского хозяйства и продовольствия СССР В.И.Черноиванова
В ГАЛЕРЕЮ "ПОРТРЕТЫ МИНИСТРОВ"