|
|
Работа акварелью с натуры(45-47стр.)
Cодержание
Солнечный свет или свет из окна усиливает блики темных предметов настолько, что они часто бывают ярче и светлее, чем затененные места светлых предметов. Так, красная крыша дома, освещенная лучами солнца, ярко горит, а совсем белай стена того же дома, находящаяся в тени, кажется темнее. Блик на темно-зеленой бутылке будет казаться ярче белой бумаги, находящейся в тени.
Тени, имеющиеся на самих предметах, называются собственными, а отраженные от них — падающими. Форма падающей тени зависит от формы предмета: так, тень от дерева напоминает его форму, но меняющуюся в зависимости от того, на что или куда падает тень — на плоскую землю или окружающие объемные предметы. Места предметов, освещенные скользящими лучами света, называются полутенями, или полутоном. Они находятся между светом и тенью, где свет незаметно переходит в тень.
Как собственные, так и падающие тени можно искусственно ослабить. Если с теневой стороны предмета поднести какой-либо светлый предмет — белую бумагу, светлую ткань и т. д., — то лучи света, падающие на бумагу или ткань, отразившись, осветят тени предмета и ослабят их, они станут светлее. Тень можно не только ослабить, но и придать ей другой оттенок. Если с теневой стороны предмета положим или поставим какой-либо цветной освещенный предмет, то теневая сторона первого предмета как бы окрасится — приобретет оттенок поставленного или положенного рядом предмета. Это место ослабленной тени и будет рефлексом.
В натуре прежде всего обращают на себя внимание блики, которые служат для художника камертоном самого светлого и тени. Цвет блика зависит от источника света и цвета предмета. Если предмет находится в комнате, то в блике отразится очертание окна. Так как в окне источником света будет голубое небо, оттенок бликов — самых освещенных мест — будет холоднее всей гаммы цветов предмета. На воздухе, особенно в солнечный день, блики будут теплые, так как источником света является солнце, а тени, особенно падающие, станут холоднее от рефлексов неба.
В предмете прежде всего бросается в глаза блик, поэтому нужно очень внимательно определить его место, цвет и силу; от блика зависит уже тональность всего остального предмета. Если мы возьмем блик слабо, то и все живописное решение модели будет ослабленным, если сильнее, гуще, то и все остальное, то есть тени, полутени, должны быть гуще, сильнее. Собственно блик, как мы уже говорили, бывает на блестящих, полированных предметах; на предметах, не имеющих гладкой поверхности, будут светлые места, которые при работе надо сравнивать с тенями и полутенями (при этом разница в силе оттенка станет яснее, рельефнее, если прищурить глаза).
Соотношение тонов, света, полутени и тени имеет исключительно большое значение в многоцветной живописи.
Кто начинает работать красками впервые, забывает об этом и старается подобрать верный цвет, глядя только в одно место предмета, не
|
|
сравнивая это место с окружающей натурой по цвету и форме. Ни один цвет, характеризующий натуру, нельзя рассматривать изолированно, вне связи со всеми окружающими тонами. Все цвета модели нужно сравнивать между собой.
Цветовые соотношения можно сравнить с музыкой, где мелодия строится также на определенном взаимодействии — гармонии звуков.
Натюрморт(47-56тр.)
Изображение натюрмортов — один из наиболее важных этапов на пути овладения техникой акварельной живописи. Работа над натюрмортом дает возможность перейти от простой раскраски плоских предметов к объемной многоцветной живописи акварельными красками.
В первый натюрморт мы включим предметы домашнего обихода, имеющие определенный, ясный цвет и несложную форму: глиняный кувшин коричнево-оранжевого цвета и синюю эмалированную кастрюлю на фоне серо-зеленой гладкой ткани. Один из этих .сосудов имеет матовую, другой — блестящую поверхность. Блик на кастрюле виден как яркое, почти белое по цвету небольшое пятно (серо-голубое). Свет на кувшине будет розовато-лиловый, мягкий. С теневой стороны предметов заметны рефлексы, особенно на гладкой поверхности кастрюли; четко обозначены тени собственные и падающие на ткани. Как начать
эту первую работу?
Сначала карандашом очень тщательно рисуем абрис обоих предметов и ткани. Затем переходим к краскам. Локальным цветом прописываем все предметы и драпировку. Не давая высохнуть проложенным краскам, сейчас же делаем вторую прокладку цветом, дополняющую живописную характеристику натюрморта. Далее, опять не ожидая, пока высохнут проложенные краски, покрываем все остальные цвета предметов и драпировки, уточняя их форму и цветовое звучание. Работая все время «по мокрому», мы обеспечиваем мягкость границ предметов, находящихся в определенной пространственной среде. (Конечно» первое время у нас будут неудачи с техникой письма «по мокрому»: затеки красок куда не нужно, вспучивание бумаги и прочее, но все эти неприятности постепенно уйдут, разочаровываться не стоит, нужна упорно работать, писать смело и быстро, несмотря ни на что.) Добиваясь верных оттенков цвета и силы тона, прокладываем еще раз полутона, или полутени, углубляем тени, выявляем рефлексы, работая где «по сухому», где «по мокрому» и, наконец, заканчиваем натюрморт прокладкой самых темных участков.
На рисунках 28—31 показана последовательность исполнения акварелью натюрморта, составленного из гладкой, полированной вазы-кувшина голубовато-зеленого цвета, деревянной, раскрашенной под золото чашки с легким рисунком и круглой, зеленого цвета поливной пепельницы. Все предметы даны на фоне гладких тканей — драпировок красного и синего цвета. Стоят предметы на ткани светло-серого цвета.
|
|