Из истории акварельной живописи

(3-22стр.)
  • Cодержание


  • создали прекрасные акварельные пейзажи. Художники Голландии используют акварель не только в пейзаже, но также в портрете и жанре. Интересны акварельные работы Иорданса, отличающиеся глубиной тонов, прозрачностью и чистотой красок.
    Однако в XVII веке акварель в основном все еще была служанкой масляной живописи.
    Самостоятельной, серьезной живописью она становится лишь в XVIII веке, сначала в Англии, а затем и в.о Франции, Италии и других странах.
    В этот период большое распространение как в масляной, так и в акварельной живописи получает городской пейзаж. Мастером архитектурного пейзажа во Франции является Гюбер Робер, в Италии -Каналетто, Гварди, Белотто, гравер и рисовальщик Пиранези и другие художники. Заметная роль в архитектурном пейзаже принадлежит акварельным этюдам и зарисовкам.
    Но классической страной акварельной живописи по праву считается Англия. Природа островной Англии с ее обособленным, своеобразным климатом, с ее «цветными» туманами, постоянно меняющимися атмосферными явлениями по-своему способствовала развитию акварельной техники, как бы подсказывала способы применения акварели как прозрачной краски.
    Уже в XVIII веке английская акварель все больше и больше наделяется живописными качествами и от прозрачной монохромной отмывки, применяемой Гейнсборо и Александром Козенсом, переходит к живописной многоцветной технике. Во главе английской акварельной школы становятся такие превосходные художники, как Джон Козенс, Тернер, Констебль, Ричард Бонингтон, Томас Гёртин. Они вырабатывают блестящую технику, овладевают воздушной перспективой, что позволяет передавать и трепетность воздуха и мерцающее солнечное освещение. Кажется, что художники-акварелисты Англии не ведали препятствий в изображении вечерних зорь, туманной дымки, рассеянного солнечного света, пробивающегося сквозь влажный воздух, моросящего дождя. Недаром говорят, что английские аквалеристы, и в первую очередь Тернер, «открыли» лондонские туманы.
    Английский акварельный пейзаж завоевывает ведущее место среди других жанров изобразительного искусства Англии, становится традиционно национальным. В нем нет подражания романтическим итальянским или швейцарским ландшафтам. В непритязательной красоте родной природы английские акварелисты нашли неиссякаемый источник художественных откровений, творческой новизны. В обращении английских художников-акварелистов к национальному пейзажу большую роль сыграло творчество Томаса Гёртина, светоносно изображавшего непритязательные сельские пейзажи или панорамно раскинувшиеся английские ландшафты.
    Ранние произведения Тернера отличались изысканно сдержанным колоритом, излучали свет.
    Впоследствии, оказавшись в Италии, он увлекся передачей световых эффектов, артистичным мазком, что придавало его акварелям несколько условно романтический характер.


    Весьма разнообразны по техническим приемам виртуозные акварели Бонингтона, выполненные с кажущейся небрежностью. Его акварели, как и живопись маслом, отмечены высветленным солнечным колоритом.
    Констебль создал немного законченных, «выставочных» акварелей. Зато его этюды, сделанные акварельными красками, являются образцом в передаче световоздушной среды. В основе его акварельных этюдов (часто выполненных одной сепией) лежат контрасты темного и светлого, переливы мазков от сочных бликов до бархатной глубины. Картины Констебля свидетельствуют о том, насколько благотворно сказалась «мокрая» техника «а его живописи маслом. Именно занятия акварелью способствовали тому, что в его картины проникла сама жизнь природы, световоздушная перспектива реального пространства.
    Среди известных мастеров акварельной живописи можно назвать еще таких художников, как Альма-Тадема, Лоуренс, Купер, Варрон, Уистлер и другие.
    Английская акварель показала художникам других стран заключенные в ней возможности для изображения беспредельного красочного богатства природы. В ее последующем развитии за пределами Англии можно проследить благотворное влияние английской школы акварельной живописи.
    Соприкосновение с английской акварельной живописью благотворно сказалось на развитии живописного мастерства таких французских художников XIX века, как Жерико и Делакруа. Побывав в последние годы жизни в Англии, Жерико создал целую серию многоцветных акварельных рисунков, отмеченных истинно живописным решением жанровых мотивов. В использовании живописных возможностей акварели еще дальше пошел Делакруа, выдвинувший на первый план живописный подход во всех видах своей графики. Делакруа и целый ряд других художников сделали акварельную живопись модной во Франции и вывели это искусство из-под влияния английской школы, создав свою технику и свой стиль — стиль легких эскизных акварельных изображений, представляющих фиксацию быстро сменяющихся впечатлений художника.
    Художник-баталист Эдуард Детайль, иллюстратор Гюстав Доре, живописец и график Оноре Домье, художник-хроникер, отображавший общественные и политические события, Эжен Лами, живописец, литограф и мастер портретной миниатюры Изабэ — все они, каждый на свой лад, с успехом работали в акварельной технике. Кроме того, во Франции акварель получила широкое применение в художественной промышленности (акварельный рисунок на слоновой кости, веерах, ширмах, шелке и других тканях).
    В Германию влияние английской акварельной школы проникает через посредство французских художников. Из выдающихся немецких акварелистов можно назвать Эдуарда Гильдебрандта, Каспара Фридриха, Франца Крюгера, Адольфа Менцеля. Для немецких акварелистов и рисовальщиков XIX века характерна рассудочность; дотошный натура-

     4 

     5 

    © 2019-2025 все права защищены. Начало portrets.ru
    Распостраняется с правом перепродажи.
    portrets.ru Портрет на заказ.