Феодосия, музей Айвазовского
Информация о музее:
  • АДРЕС: Крым, Феодосийский р-н, Феодосия г., ул. Галерейная, 2
  • telТЕЛЕФОНЫ:+7 365 623-02-79, +7 365 623-09-29, +7 365 623-00-06
  • САЙТ: feogallery.org
  • КАК ДОБРАТЬСЯ: От автовокзала доехать можно на маршрутке №4, останавливающейся фактически возле самого музея. А от ж/д вокзала несложно будет дойти и пешком, двигаясь в северном направлении – время в пути займет всего несколько минут
  • ВРЕМЯ РАБОТЫ: пн,чт-вс 10:00–17:00; вт 10:00–14:00
  • ЗАКРЫТ: среда


КАРТИНЫ АЙВАЗАВСКОГО В СОБРАНИИ МУЗЕЯ АЙВАЗОВСКОГО В ФЕОДОСИИ

Thumbnail

"Мое искреннее желание, чтобы здание моей картинной галереи, со всеми в ней картинами, статуями и другими произведениями искусств, составляли полную собственность Феодосии, и в память обо мне, Айвазовском, завещаю галерею городу Феодосии, моему родному городу." Из завещания И. К. Айвазовского

Феодосийская картинная галерея — один из старейших художественных музеев нашей страны.

Особое место в этом разделе занимают полотна внуков И. Айвазовского — М. Латри и А. Ганзена. Морские пейзажи М. Латри — это в основном этюды, выполненные с уверенным мастерством. В них отражены метко схваченные впечатления от вечно меняющегося моря со светлой пеной прибоя, от неба с грядами пепельных облаков. Этюд «Лунная ночь на море» —¦ один из наиболее интересных морских пейзажей живописца, который вполне можно считать законченным произведением. Небо в нем написано плотным, широким мазком; живопись же морской поверхности необычна для Латри: по холсту, тонированному серым, художник зигзагообразными мазками нанес блики зелено-золотистого лунного света. Таким же способом передано движение волн. Темный силуэт корабля резко выделяется на отражающей лунный свет поверхности моря. Здесь динамическое начало пронизывает всю картину. В массах облаков, в скольжении корабля, в сверкающих потоках воды — во всем чувствуется стихия движения. Написанная темперой марина «Свежий ветер» по настроению, манере исполнения очень близка к полотнам французского пейзажиста Альбера Марке.

В этом произведении Латри не заботит проработанность деталей: мазки краски, как бы струящиеся по волнам, дают возможность почувствовать неуловимость форм морской стихии.

С Феодосией связано творчество заслуженного деятеля искусств РСФСР К. Богаевского. Собрание его графических и живописных произведений, которыми располагает Феодосийская картинная галерея, одно из самых интересных в нашей стране. Величественны и монументальны его картины «Тавроскифия» (1937), «Бухта Планерская» (1930-е гг.), «Горный пейзаж» (1940-е гг.), «Пейзаж с пирамидами» (1940-е гг.). Любовь к родному городу, великолепное знание его исторического прошлого помогло художнику в создании таких живописных произведений, как «Средневековый город» (1926), «Феодосия» (1926), «Феодосия» (1930). В них заметно тонкое понимание и ощущение авК- Богаевский был не только живописцем, но и великолепным графиком. Имеющиеся в собрании галереи графические произведения художника отличаются тонкой проработкой деталей, уверенным мастерством, блестящим знанием особенностей различных графических техник. В числе таких работ — «Облако» (1920-е гг.), «Осенний вечер» (1920-е гг.), «Деревья. Баран-Эли» (1935), «Крымская Кампанья» (1938), «Зима» (1943). Обратившись в 30-е годы к индустриальной теме, К. Богаевский создал целый ряд живописных и графических работ, посвященных стройкам первых пятилеток. Это «Днепрострой» (1931), «Нефтяной промысел» (1930-е гг.), «Биби-Эйбат» (1938) и другие. Именно за цикл индустриальных пейзажей ему было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.

Особая неповторимость Феодосийской картинной галереи заключена в том, что здесь выставлены произведения художников, вошедших в историю искусства как представители «киммерийской школы» (словом «Киммерия» когда-то называли в легендах древний Крым). Художники-киммерийцы по-своему почувствовали суровую и сдержанную красоту природы Восточного Крыма, передавая в своеобразной живописной манере торжественное безмолвие гор, дикую первозданную красоту моря. Одним из самых ярких представителей киммерийской школы и был К- Богаевский.

Эпическая глубина, свойственная произведениям Богаевского, свойственна также пейзажам другого киммерийца — М. Волошина. В Феодосийской галерее имеется одно из крупнейших в нашей стране собрание работ этого художника. Сюжетная немногословность, отточенность композиции делают его произведения особенно выразительными. Отдавая предпочтение в предреволюционные годы технике темперы (в экспозиции представлены «Голубой залив», 1912, «Синий залив», 1913), художник словно подготавливал себя к созданию блистательных по технике исполнения и настроению великолепных акварелей, лиризм которых усиливается благодаря их поэтическим названиям: «Медный бубен ночи» (1925), «Звучанье солнц из глубины веков» (1929), «Холмы из мрамора и горы из стекла» (1929), «Пепельный свет» (1929) и другие. Поэзия и живопись для М. Волошина были неразделимы; они дополняют друг друга, создавая одухотворенный образ земли желанной, немного загадочной и неповторимой.

Как в раковине малой —
Океана
Великое дыхание гудит,
Как плоть ее мерцает и горит
Отливами и серебром тумана,
А выгибы ее повторены
В движении и завитке волны,

Раздел советского искусства в экспозиции галереи представлен произведениями художников старшего поколения, которые продолжают развивать лучшие традиции мастеров русского пейзажа, а также работами молодых современных крымских художников. Эпическая глубина и монументальная мощь морской стихии раскрыты в картинах старейшего советского пейзажиста В. Мешкова «Шторм на Белом море» и «Баренцево море» (обе— 1950-е гг.). Сдержанностью колорита, четкостью и размеренностью композиционного решения отмечена работа В. Крайнева «Бухта в тихий день». Продолжателем традиций мари-нистической живописи, заложенных еще И. Айвазовским, с полным правом можно считать И. Титова, Экспонируемая в галерее его картина «Скала Парус» прекрасно передает красоту Черного моря у крымского южнобережья.

Лиризм и повествовательность в трактовке сюжета присущи работе В.. Пузырькова «Тишина», Монохромпость цветовой гаммы усиливает это впечатление.
Среди работ советских художников видное место в экспозиции занимает полотно известного пейзажиста Г. Нисского «Морской дозор» (1951). В нем замечательно передан характер суровой природы дальневосточного края.

Знакомство с творчеством крымских художников в разделе советского искусства галереи начинается с картин Н. Барсамова, чье имя и деятельность неразрывно связаны с историей становления галереи. Его пейзажи привлекают внимание четкостью композиционного решения, сдержанной цветовой гаммой и в то же время эмоциональностью. О Великой Отечественной войне повествует исполненная драматичности картина «Возвращение» (1946).

В предвоенные и первые послевоенные годы под непосредственным руководством Н. Барсамова в Феодосии при картинной галерее выросла и окрепла группа художников, чьи имена заняли достойное место среди представителей советской живописи. В их числе заслуженный художник УССР П. Столяренко. Эмоциональны и выразительны его работы «Ветреный день» (1950-е гг.), «У берегов Керчи» (1954). Декоративной праздничностью отличаются пейзажи феодосийца С. Мамчича. Он по-своему воспринял и претворил традиции истинных киммерийцев К. Богаевского и М. Волошина. Феодосийская картинная галерея своей главной задачей считает пропаганду искусства среди многочисленных любителей прекрасного. С каждым годом она приобретает все большую популярность, став одним из важнейших культурно-просветительных учреждений Крыма.

Каталог картин: название, год написания, где находится, автор, техника.
  • И.К.Айвазовский в кругу друзей. 1893
    И.К.Айвазовский в кругу друзей. 1893 год
    Автор: Айвазовский Иван Константинович
    Размер: 54.5х79 см.
    Техника: Холст, масло.
  • Картина Айвазовского. Обоз чумаков
    Обоз чумаков. 1862 год
    Автор: Айвазовский Иван Константинович
    Размер: 61х83. см.
    Техника: Холст, масло.
  • Картина Айвазовского. Во время жатвы на Украине
    Во время жатвы на Украине. 1883 год
    Автор: Айвазовский Иван Константинович
    Размер: 57х91 см.
    Техника: Холст, масло.
  • Картина Айвазовского. Взрыв корабля
    Взрыв корабля. 1900 год
    Автор: Айвазовский Иван Константинович
    Размер: 67х96 см.
    Техника: Холст, масло.
  • Картина Айвазовского. Вечер в Крыму. Ялта
    Вечер в Крыму. Ялта. 1848 год
    Автор: Айвазовский Иван Константинович
    Размер: 129х196 см.
    Техника: Холст, масло.
  • Картина Айвазовского. Среди волн
    Среди волн. 1898 год
    Автор: Айвазовский Иван Константинович
    Размер: 245х429 см.
    Техника: Холст, масло.
  • Католикос Хримян Айрик в окрестностях Эчмиадзина. 1895
    Католикос Хримян Айрик в окрестностях Эчмиадзина. 1895 год
    Автор: Айвазовский Иван Константинович
    Размер: 162х107 см.
    Техника: Холст, масло.
  • Клятва перед Аварайской битвой (полководец Вартан Мамиконян 5 в.
    Клятва перед Аварайской битвой (полководец Вартан Мамиконян V в.). 1892 год
    Автор: Айвазовский Иван Константинович
    Размер: 97х158 см.
    Техника: Холст, масло.
  • Корабль «Императрица Мария» во время шторма. 1892
    Корабль «Императрица Мария» во время шторма. 1892 год
    Автор: Айвазовский Иван Константинович
    Размер: 224х354 см.
    Техника: Холст, масло.
  • Корабль «Двенадцать апостолов»
    Корабль «Двенадцать апостолов». 1897 год
    Автор: Айвазовский Иван Константинович
    Размер: 105х139 см.
    Техника: Холст, масло.
  • Кораблекрушение. 1876 Айвазовский
    Кораблекрушение. 1876 год
    Автор: Айвазовский Иван Константинович
    Размер: 136х170 см.
    Техника: Холст, масло.
  • Малахов курган Место, где смертельно был ранен Корнилов. 1893
    Малахов курган (Место, где смертельно был ранен Корнилов). 1893 год
    Автор: Айвазовский Иван Константинович
    Размер: 71х84 см.
    Техника: Холст, масло.
  • Крещение армянского народа. Григор-просветитель
    Крещение армянского народа. Григор-просветитель (IV в.) 1892 год
    Автор: Айвазовский Иван Константинович
    Размер: 158х97 см.
    Техника: Холст, масло.
  • Наполеон на острове Святой Елены. Айвазовский
    Наполеон на острове Святой Елены. 1897 год
    Автор: Айвазовский Иван Константинович
    Размер: 214х327 см.
    Техника: Холст, масло.
  • Неаполитанский залив в лунную ночь. 1842
    Неаполитанский залив в лунную ночь. 1842 год
    Автор: Айвазовский Иван Константинович
    Размер: 92х141 см.
    Техника: Холст, масло.
  • Приезд Екатерины II в Феодосию. Айвазовский
    Приезд Екатерины II в Феодосию. 1883 год
    Автор: Айвазовский Иван Константинович
    Размер: 196х220 см.
    Техника: Холст, масло.
  • Мельница на берегу моря. Айвазовский
    Мельница на берегу моря. 1851 год
    Автор: Айвазовский Иван Константинович
    Размер: 50х57 см.
    Техника: Холст, масло.
  • Неаполитанский залив в лунную ночь. Айвазовский
    Неаполитанский залив в лунную ночь. 1858 год
    Автор: Айвазовский Иван Константинович
    Размер: 121х191 см.
    Техника: Холст, масло.
  • Путешествие Посейдона по морю. Айвазовский
    Путешествие Посейдона по морю. 1894 год
    Автор: Айвазовский Иван Константинович
    Размер: 212.5х318 см.
    Техника: Холст, масло.
  • Волга. 1887. Айвазовский
    Волга. 1887 год
    Автор: Айвазовский Иван Константинович
    Размер: 129х219 см.
    Техника: Холст, масло.
  • Восход луны в Феодосии
    Восход луны в Феодосии. 1892 год
    Автор: Айвазовский Иван Константинович
    Размер: 200х327.5 см.
    Техника: Холст, масло.
  • Прибой у крымских берегов. Айвазовский
    Прибой у крымских берегов. 1892 год
    Автор: Айвазовский Иван Константинович
    Размер: 130х217 см.
    Техника: Холст, масло.
Использование материалов допускается с условием размещения ссылки на страницу:
Если Вам понравиласьпубликация-поделитесь в соцсетях en