|
|
Предварительные упражнения(36-45стр.)
Cодержание
Рис. 21. Самаркандская мозаика
|
|
Ход работы по изображению «самаркандской мозаики» будет следующим: четко, одной тонкой линией нарисуем карандашом контур. По готовому рисунку приступим к раскраске орнамента, определив сначала, какие при этом нужны краски.-Понадобятся следующие краски: берлинская лазурь, кадмий, ультрамарин, краплак, киноварь. Поверхность бумаги покрываем нужной краской не сразу в полную силу, а легко, локальным, то есть основным, цветом. Зеленый цвет составляем на палитре из лазури и кадмия; лазоревый — почти одной берлинской лазурью, прибавляя немного кадмия; оранжевый получаем из кадмия и киновари, лишь кое-где прибавляя краплак или кармин; лиловые места покрываем цветом, составленным из ультрамарина и краплака; сероватый цвет получим из берлинской лазури, краплака и небольшого количества кадмия, сильно разбавленных водой. При вторичной прокладке усиливаем и уточняем цвет, причем поверхность покрываем краской не в одинаковую силу: в одних местах — гуще, насыщеннее, в других — слабее. Наконец, в третий раз покрываем поверхность лишь кое-где. При такой технике мы должны получить ту игру красок, которая присуща изображаемому материалу.
Для шестого упражнения возьмем орнамент гончарной тарелки из Средней Азии. Техника выполнения остается той же, разница лишь та, что придется слегка показать объем тарелки (рис. 22).
Не лишним будет выполнить еще одну-две подобные работы. Для этого можно взять различного рода вышивки Украины или северных областей страны, ковры наших национальных республик и другие изделия декоративно-прикладного искусства, выполненные народными мастерами. Если нет под рукой материала в натуре, для этой цели пригодятся цветные репродукции с указанных предметов.
Упражнение седьмое. Раскраска акварелью засушенных листьев.
После того как мы познакомились с локальной раскраской геометрического орнамента, перейдем к решению следующей задачи, которая заключается в том, чтобы научиться передавать постепенный переход одного цвета в другой путем их слияния «по мокрому». В предыдущей работе мы передавали одинаковым чистым тоном гладкую поверхность форм, раскраска которых придумана художником. Теперь мы будем иметь дело с природной расцветкой, которая включает множество оттенков, подчас трудноуловимых.
Ранней осенью нужно собрать в лесу листья клена, липы, дуба, осины и других деревьев; все они будут яркого, интенсивного цвета, разных оттенков — от светло-зеленого и желтого до оранжевого и темно-красного. Поздней осенью листья изменят свою окраску, станут не столь яркими, но более тонкими и мягкими по колориту. Соберем и эти листья. Аккуратно наклеиваем все собранные нами листья на картон; у нас составится прекрасная коллекция (гербарий), которая и послужит для дальнейшей работы по рисованию и акварельной живописи.
В процессе раскраски листьев акварелью (употребим пока термин «раскраска», а не живопись; с живописью как таковой мы будем иметь дело при изображении натюрморта) мы познакомимся с приемами ра-
|
|