|
|
Материалы акварельной живописи.(26-36стр.)
Cодержание
<>
КИСТИ
Лучшими кистями считаются колонковые кисти. Прочные и упругие, они не мнутся, но довольно дороги. Гораздо дешевле беличьи кисти, хотя они не так прочны, упруги, как колонковые; однако при аккуратном обращении ими работать можно. Только не следует оставлять их в краске по окончании работы; кисти надо хорошо промыть и встряхнуть, а чтобы кончик был острый, мож«о кисть завернуть в полоску тонкой бумаги. При этих условиях любыми кистями можно пользоваться довольно долго. Покупая кисти, обратите внимание, достаточно ли плотно и ровно подобран волос, острый ли конец.
Качество кисти лучше всего проверить, опустив ее в воду, а затем, вынув, встряхнуть ее. Если конец будет острый, кисть хороша. Кисть-«растопырка» никуда не годится. Для работы нужно иметь две кисти: одну сравнительно большую, другую -- маленькую, причем последнюю употреблять только в тех случаях, когда большой кистью пользоваться нельзя, например, если нужно наметить в пейзаже тонкие веточки дерева, оконные переплеты у зданий и т. д. Вообще же на первых порах надо стараться обходиться большой кистью. Это приучит работать свободно, писать широко и сочно, чего нельзя сделать маленькой кистью. Большая кисть захватывает сразу много краски, следовательно, ею можно быстро покрыть большое пространство, пока краска еще не успеет подсохнуть, что в акварельной живописи очень важно. Очень удобно работать двухкоиечными кистями, которые обычно делаются по заказу мастером-кистевлзом.
Такой инструмент, как кисть, изобретен с незапамятных времен и до сего времени таит в себе неисчерпаемые возможности. С годами форма и материал кисти совершенствовались, в зависимости от того, для какого рода живописи или для каких новых отраслей производства она служит.
Существуют несколько способов держать кисть. Конечно, строго определенных правил для этого нет и быть не может, все зависит от темперамента художника и его технических навыков. Однако можно порекомендовать некоторые приемы, как в известных случаях нужно держать кисть. Когда надо широко покрыть бумагу ровным и сильным тоном краски, кисть следует держать наклонно и нажимать не очень сильно. Начинается окраска по верхнему краю слева направо, а далее короткими мазками сверху вниз (рис. 15). Когда нужно покрыть очень легко и прозрачно, не заглушая бугорки ватмана или торшона, кисть надо держать за середину и легко водить по бумаге.
Чтобы провести сильный штрих, нужно сочно положить краску на данное место и затем быстро снять стекающую краску, предупредив этим ее разлив книзу.
Для лессировок подходят краски прозрачные, такие, как краплак, берлинская лазурь или гуммигут. Совсем другие приемы понадобятся в набросках - тогда цвет берется во всю силу и без повторных наложений (а ля прима). Если кисть с краской касается листа бумаги
|
|
Рис. 15. Прокладка кистью одного тона (акварелью или тушью): а) неправильно, б) правильно
своим концом, вся краска стечет на бумагу; если кисть плотно прижать к листу бумаги - - часть краски отожмется в стороны; поэтому, от того, как сделан мазок -- концом кисти или боком ее, -- зависит характер мазка, сила тона и т. д.
Работать акварельными красками в период обучения нужно только по наклонной поверхности. Первоначально наклон доски не должен превышать 30 градусов; по мере того как учащийся начнет овладевать техникой, привыкнет работать быстрее, наклон можно увеличить от 45 до 80—90 градусов. При наклонной поверхности акварельная краска не застаивается и, стекая, дает прозрачные, сочные тона. При работе же акварелью на горизонтальной поверхности будут получаться застои краски, случайные пятна, и работа примет весьма неприятный вид. Кроме того, при планшете в горизонтальном положении бумага пропитывается влагой и потом медленно сохнет.
ПАЛИТРА
В условиях работы в мастерской или в классе палитрой для красок может быть обыкновенная, белого цвета, мелкая тарелка. На этюдах удобнее пользоваться металлической или пластмассовой палитрой-коробкой. Тарелка удобна при наличии красок в тюбиках или круглых лепешечках, которые могут выниматься, а иногда наклеиваются на нее. Если палитрой служит тарелка, то краски должны быть разложены в строгом порядке и всегда одинаково: сначала, например, идут желтые, потом оранжевые, красные, коричневые, наконец, синие и зеленые краски. Такой порядок, приучая глаз к одному и тому же месту, способствует автоматизму и .наибольшей быстроте в работе, что в живописи очень важно, - - рука машинально тянется к той краске, которая в данный момент нужна. Никогда .не .следует брать краску грязной кистью. Краски на палитре должны быть всегда чистыми и после работы хорошо промыты, «о так, чтобы вода «а них не оставалась.
Стакан -- самая лучшая посуда для воды. В экскурсиях, на этюдах, удобнее иметь металлический стакан или баночку.
Карандаш должен быть средней твердости, очень мягкий не годится. Подготовительный рисудок карандашом должен быть хорошо построен, умело расположен на листе бумаги. От композиции рисунка во многом
|
|